Ходовые колеса кранов ГОСТ 28648-90, работающие на рельсовых путях, и их грузовых тележек различающиеся по форме обода колеса и по числу реборд (боковых выступов).
По форме обода крановые колеса делят на цилиндрические и конические, а по числу реборд — на одноребордные, двухребордные и безребордные.
Колеса, соединенные с механизмом передвижения крана или тележки, называются приводными или ведущими, остальные колеса являются ведомыми или холостыми. Приводными обычно выполняется половина всех колес крана.
Колеса с коническим ободом применяются на кранах, передвигающихся по криволинейным участкам пути, и в качестве ведущих колес мостовых кранов с центральным приводом. В этом случае следует применять подкрановые рельсы типа KP и Р, имеющие скругленную головку. При наличии колес с коническим ободом уменьшается сопротивление передвижению мостового крана по рельсовым путям, легче происходит выравнивание возникающих перекосов крана. Уклон конической ходовой поверхности колеса принимается равным 1:20.
Ширина поверхности катания двухребордного колеса крана принимается на 30—40 мм больше ширины головки рельса, а для колес крановых тележек на 15— 20 мм, чем обеспечивается нормальная проходимость кранов и их тележек при недостаточно точно уложенных рельсах. Диаметры и другие основные размеры крановых колес принимаются по ГОСТ 3569—74; конструкция колес не стандартизирована.
Крановые колеса устанавливаются на подшипниках качения (шариковых или роликовых) с установкой на неподвижной оси или на валах с размещением последних в буксах, прикрепленных болтами к конструкции опорных узлов крана.
При наличии на кране восьми и более колес они могут быть попарно или более собраны в тележку, шарнирно присоединенную к ходовой раме или другой опорной конструкции крана. Шарнирное присоединение ходовой тележки к конструкции крана производится для равномерного распределения нагрузки по всем колесам.
Одноребордные колеса разрешается применять в следующих случаях:
- если ширина колеи пути наземных кранов не превышает 4 м и обе нитки пути лежат на одном уровне (портальные и железнодорожные краны). Колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи;
- если наземные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при соблюдении условия, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд колес на другом рельсе. Сдвоенные рельсы могут применяться для путей мостовых перегружателей и других кранов с целью уменьшения нагрузки на рельс;
- у опорных и подвесных грузовых тележек кранов мостового типа;
- у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути. При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.
Применение безребордных колес допускается на мостовых кранах и передвижных консольных при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов. Такими устройствами у колес мостовых кранов являются боковые направляющие ролики, устанавливаемые с двух сторон балансирной крановой тележки на специальных приливах ее корпуса. Эти ролики, смонтированные на подшипниках качения, выполняют роль реборды, но с меньшей потерей на трение.
Ходовые колеса бракуются при наличии лысок на ходовой поверхности, трещин или отколов на ребордах, трещин в диске или отогнутых реборд. Колеса должны быть также заменены при износе реборд, достигшем 50—60% первоначальной их толщины, или при износе поверхности катания более 15—20% первоначальной толщины обода.
Вытянутые и изогнутые болты, крепящие зубчатые венцы к ходовым колесам, подлежат замене, а разработанные отверстия — восстановлению. Суммарная площадь местных повреждений центрирующего буртика ходовых колес не должна превышать 5% рабочей поверхности.
Содержание рельсового кранового пути в пределах допусков на его укладку и эксплуатацию предупреждает преждевременный износ ходовых колес кранов. Для уменьшения износа реборд колес вследствие перекосов крана, а также предотвращения проскальзывания разница в диаметрах колес должна быть минимальной.
Укладка под подошвы рельсов прорезиненной транспортерной ленты обеспечивает плавное перемещение крана по рельсам и местам их стыковки я уменьшает износ ходовых колес от динамических нагрузок. Ускоренный износ ходовых колес мостовых кранов с раздельным проводом вызывает неправильная регулировка тормозов механизмов передвижения, что приводит к перекосам его во время пуска и торможения крана и нарушению размеров в устройстве подкрановых путей.
Основные типоразмеры крановых колес
Наименование |
D, мм |
B, мм |
B1, мм |
L, мм |
d, мм |
К2Р – 200х60 |
200 |
50 |
80 |
80 |
50 |
К2Р – 250 |
250 |
60 |
100 |
100 |
60 |
К2Р – 320х80 |
320 |
80 |
100-120 |
120 |
70 |
К2Р – 400х100 |
400 |
100 |
150 |
150-140 |
95 |
К2Р – 500х100 |
500 |
100 |
150-160 |
150 |
115 |
К2Р – 500х100 |
500 |
100 |
150 |
200 |
240 |
К2Р – 600х100 |
600 |
90-100 |
150 |
150 |
130 |
К2Р – 710х100 |
710 |
100 |
150-200 |
150-200 |
130-145 |
К2Р– 710х110 |
710 |
110-130 |
200-220 |
200-220 |
130-145 |
К2Р-700х150 |
700 |
150 |
200-220 |
200-220 |
145-190 |
К2Р – 800х110 |
800 |
110-130 |
170-220 |
150-170 |
155 |
К2Р – 900х120 |
900 |
120 |
150-200 |
170-180 |
165 |
Наименование |
D, мм |
B, мм |
B1, мм |
L, мм |
d, мм |
К2Р – 200х60 |
200 |
50 |
80 |
80 |
50 |
К2Р – 250 |
250 |
60 |
100 |
100 |
60 |
К2Р – 320х80 |
320 |
80 |
100-120 |
120 |
70 |
К2Р – 400х100 |
400 |
100 |
150 |
150-140 |
95 |
К2Р – 500х100 |
500 |
100 |
150-160 |
150 |
115 |
К2Р – 500х100 |
500 |
100 |
150 |
200 |
240 |
К2Р – 600х100 |
600 |
90-100 |
150 |
150 |
130 |
К2Р – 710х100 |
710 |
100 |
150-200 |
150-200 |
130-145 |
К2Р– 710х110 |
710 |
110-130 |
200-220 |
200-220 |
130-145 |
К2Р-700х150 |
700 |
150 |
200-220 |
200-220 |
145-190 |
К2Р – 800х110 |
800 |
110-130 |
170-220 |
150-170 |
155 |
К2Р – 900х120 |
900 |
120 |
150-200 |
170-180 |
165 |