Print

Ходовые колеса кранов ГОСТ 28648-90, работающие на рельсовых путях, и их грузовых тележек различающиеся по форме обода колеса и по числу реборд (боковых выступов).

 По форме обода крановые колеса делят на цилиндрические и конические, а по числу реборд — на одноребордные, двухребордные и безребордные.

Колеса, соединенные с механизмом передвижения крана или тележки, называются приводными или ведущими, остальные колеса являются ведомыми или холостыми. Приводными обычно выполняется половина всех колес крана.

Колеса с коническим ободом применяются на кранах, передвигающихся по криволинейным участкам пути, и в качестве ведущих колес мостовых кранов с центральным приводом. В этом случае следует применять подкрановые рельсы типа KP и Р, имеющие скругленную головку. При наличии колес с коническим ободом уменьшается сопротивление передвижению мостового крана по рельсовым путям, легче происходит выравнивание возникающих перекосов крана. Уклон конической ходовой поверхности колеса принимается равным 1:20.

Ширина поверхности катания двухребордного колеса крана принимается на 30—40 мм больше ширины головки рельса, а для колес крановых тележек на 15— 20 мм, чем обеспечивается нормальная проходимость кранов и их тележек при недостаточно точно уложенных рельсах. Диаметры и другие основные размеры крановых колес принимаются по ГОСТ 3569—74; конструкция колес не стандартизирована.

Крановые колеса устанавливаются на подшипниках качения (шариковых или роликовых) с установкой на неподвижной оси или на валах с размещением последних в буксах, прикрепленных болтами к конструкции опорных узлов крана.

При наличии на кране восьми и более колес они могут быть попарно или более собраны в тележку, шарнирно присоединенную к ходовой раме или другой опорной конструкции крана. Шарнирное присоединение ходовой тележки к конструкции крана производится для равномерного распределения нагрузки по всем колесам.

Одноребордные колеса разрешается применять в следующих случаях:

Применение безребордных колес допускается на мостовых кранах и передвижных консольных при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов. Такими устройствами у колес мостовых кранов являются боковые направляющие ролики, устанавливаемые с двух сторон балансирной крановой тележки на специальных приливах ее корпуса. Эти ролики, смонтированные на подшипниках качения, выполняют роль реборды, но с меньшей потерей на трение.

Ходовые колеса бракуются при наличии лысок на ходовой поверхности, трещин или отколов на ребордах, трещин в диске или отогнутых реборд. Колеса должны быть также заменены при износе реборд, достигшем 50—60% первоначальной их толщины, или при износе поверхности катания более 15—20% первоначальной толщины обода.

Вытянутые и изогнутые болты, крепящие зубчатые венцы к ходовым колесам, подлежат замене, а разработанные отверстия — восстановлению. Суммарная площадь местных повреждений центрирующего буртика ходовых колес не должна превышать 5% рабочей поверхности.

Содержание рельсового кранового пути в пределах допусков на его укладку и эксплуатацию предупреждает преждевременный износ ходовых колес кранов. Для уменьшения износа реборд колес вследствие перекосов крана, а также предотвращения проскальзывания разница в диаметрах колес должна быть минимальной.

Укладка под подошвы рельсов прорезиненной транспортерной ленты обеспечивает плавное перемещение крана по рельсам и местам их стыковки я уменьшает износ ходовых колес от динамических нагрузок. Ускоренный износ ходовых колес мостовых кранов с раздельным проводом вызывает неправильная регулировка тормозов механизмов передвижения, что приводит к перекосам его во время пуска и торможения крана и нарушению размеров в устройстве подкрановых путей.

Колесо крана к2рКолесо крана в сборе

Основные типоразмеры крановых колес

Наименование

D, мм

B, мм

B1, мм

L, мм

d, мм

К2Р – 200х60

200

50

80

80

50

К2Р – 250

250

60

100

100

60

К2Р – 320х80

320

80

100-120

120

70

К2Р – 400х100

400

100

150

150-140

95

К2Р – 500х100

500

100

150-160

150

115

К2Р – 500х100

500

100

150

200

240

К2Р – 600х100

600

90-100

150

150

130

К2Р – 710х100

710

100

150-200

150-200

130-145

К2Р– 710х110

710

110-130

200-220

200-220

130-145

К2Р-700х150

700

150

200-220

200-220

145-190

К2Р – 800х110

800

110-130

170-220

150-170

155

К2Р – 900х120

900

120

150-200

170-180

165

Наименование

D, мм

B, мм

B1, мм

L, мм

d, мм

К2Р – 200х60

200

50

80

80

50

К2Р – 250

250

60

100

100

60

К2Р – 320х80

320

80

100-120

120

70

К2Р – 400х100

400

100

150

150-140

95

К2Р – 500х100

500

100

150-160

150

115

К2Р – 500х100

500

100

150

200

240

К2Р – 600х100

600

90-100

150

150

130

К2Р – 710х100

710

100

150-200

150-200

130-145

К2Р– 710х110

710

110-130

200-220

200-220

130-145

К2Р-700х150

700

150

200-220

200-220

145-190

К2Р – 800х110

800

110-130

170-220

150-170

155

К2Р – 900х120

900

120

150-200

170-180

165