Подшипники скольжения были первыми опорами, применяемыми в механизмах.
До середины 19 века они были основным опорным узлом подвижных деталей, но затем начали уступать шарикоподшипникам. Однако и сейчас опоры скольжения широко применяются в технике.
Обычная конструкция подшипника скольжения, состоит из корпусной детали с установленным антифрикционным вкладышем (втулкой). В отверстии вкладыша с зазором вращается шейка вала или линейно перемещается шток. Через систему отверстий и распределяющих канавок в зазор подается смазка, разделяющая контактирующие поверхности. Вместо отдельного корпуса, могут использоваться расточки деталей конструкции, в которые запрессовываются антифрикционные втулки.
Для снижения тепловыделения, и скорости износа в зону контакта обычно подается смазка, хотя некоторые пары трения, например, фторопласт-сталь, графит-сталь, в смазке не нуждаются. Смазка может подаваться специальным шприцем через масленку, а в конструкциях с большим числом точек смазки используют централизованные системы с нагнетанием смазки насосом.
Выбор между подшипником скольжения и подшипником качения обусловлен принципиальной разницей в их конструкции.
Конструкция подшипника скольжения имеет:
Преимущества:
• малые радиальные размеры;
• устойчивость к ударам и вибрациям;
• повышенная работоспособность на больших скоростях;
• возможность выдерживать значительные нагрузки;
• точность установки;
• меньшая стоимость при больших диаметров валов;
• простота изготовления;
• выполнения разъемных конструкций;
• возможность работы в воде, пищевых или агрессивных средах;
Недостатки:
• большие линейные размеры;
• требуется индивидуальное изготовление;
• больший коэффициент трения и меньший КПД;
• потребность в смазке в большинстве случаев;
• большее тепловыделение (нагрев), износ при недостаточности смазки;
• необходимость в дорогостоящих антифрикционных материалах (оловянистой бронзе, фторопласте и т.п.);
• неравномерность износа втулок и цапф.
"Современная Механика" изготавливает вкладыши разъемные и неразъемные, металлические (бронзы, чугун) и неметаллические (графит и пластмассы) для радиальных и осевых подшипников скольжения.