Print

    Подшипники скольжения были первыми опорами, применяемыми в механизмах.

 

   До середины 19 века они были основным опорным узлом подвижных деталей, но затем начали уступать шарикоподшипникам. Однако и сейчас опоры скольжения широко применяются в технике. 

 Обычная конструкция подшипника скольжения, состоит из корпусной детали с установленным антифрикционным вкладышем (втулкой). В отверстии вкладыша с зазором вращается шейка вала или линейно перемещается шток. Через систему отверстий и распределяющих канавок в зазор подается смазка, разделяющая контактирующие поверхности. Вместо отдельного корпуса, могут использоваться расточки деталей конструкции, в которые запрессовываются антифрикционные втулки.

  Для снижения тепловыделения, и скорости износа в зону контакта обычно подается смазка, хотя некоторые пары трения, например, фторопласт-сталь, графит-сталь, в смазке не нуждаются. Смазка может подаваться специальным шприцем через масленку, а в конструкциях с большим числом точек смазки используют централизованные системы с нагнетанием смазки насосом.

  Выбор между подшипником скольжения и подшипником качения обусловлен принципиальной разницей в их конструкции.

Конструкция подшипника скольжения имеет:

Преимущества:

•          малые радиальные размеры;

•          устойчивость к ударам и вибрациям;

•          повышенная работоспособность на больших скоростях;

•          возможность выдерживать значительные нагрузки;

•          точность установки;

•          меньшая стоимость при больших диаметров валов;

•          простота изготовления;

•          выполнения разъемных конструкций;

•          возможность работы в воде, пищевых или агрессивных средах;

 Недостатки:

•          большие линейные размеры;

•          требуется индивидуальное изготовление;

•          больший коэффициент трения и меньший КПД;

•          потребность в смазке в большинстве случаев;

•          большее тепловыделение (нагрев), износ при недостаточности смазки;

•          необходимость в дорогостоящих антифрикционных материалах (оловянистой бронзе, фторопласте и т.п.);

•          неравномерность износа втулок и цапф.

"Современная Механика" изготавливает вкладыши разъемные и неразъемные, металлические (бронзы, чугун) и неметаллические (графит и пластмассы) для радиальных и осевых подшипников скольжения.

бронзовая втулка   графитовые втулки