Print 

Шлицевое  соединение - подвижное или неподвижное соединение двух соосных деталей, имеющих равномерно расположенные пазы и выступы (выступы одной детали входят в пазы другой).


Шлицевое (зубчатое, пазовое) соединение включает две детали: вал, несущий на своей цилиндрической поверхности продольные выступы определённой формы - шлицы, и ступицу, в отверстии которой выполнены продольные пазы, соответствующие по конфигурации шлицам вала.
В шлицевых соединениях используются шлицы трёх разновидностей: прямобочные, эвольвентные  и треугольные.

Прямобочные шлицы в поперечном сечении имеют боковые стенки в виде прямой линии, боковая поверхность эвольвентных шлицов в поперечном сечении образует эвольвенту, а треугольные шлицы в поперечном сечении имеют форму треугольника со срезанной вершиной.
По направлению продольной оси шлицы бывают: прямолинейные, продольная ось которых направлена вдоль образующей несущего цилиндра, ивинтовые, имеющие продольную ось, направленную по винтовой линии под некоторым углом к образующей несущего цилиндра.
Шлицевые соединения находят самое широкое применение, как в общемашиностроительных конструкциях (станки, транспортные и транспортирующие машины, грузоподъёмные устройства и т.п.), так и в машинах армейского применения (военные автомобили, гусеничные и колёсные многоцелевые и специальные машины, летательные машины и т.п.). Широкое применение шлицевых соединений обусловлено их преимуществами перед шпоночным.

Преимущества шлицевого соединения:

Недостатком шлицевого соединения является относительно высокая стоимость и трудоёмкость изготовления.

Шлицевые валы изготавливаются аналогично технологии изготовления зубчатых колёс (метод обкатки, способ - нарезание посредством червячных фрез) или методом фрезерования на универсальных фрезерных станках.  Т
акже изготовление валов производится на станках с ЧПУ.

Шлицевой вал


"Современная Механика" изготавливает шлицевые валы всех типов длиной до 2500 мм.