Зубчатой передачей называется механизм, служащий для передачи вращательного движения с одного вала на другой и изменения частоты вращения посредством зубчатых колес и реек.
Зубчатое колесо, сидящее на передающем вращение валу, называется ведущим, а на получающем вращение — ведомым. Меньшее из двух колес сопряженной пары называют шестерней, большее — колесом.
Термин «зубчатое колесо» относится к обеим деталям передачи.
К недостаткам зубчатых передач можно отнести: необходимость высокой точности изготовления и монтажа, шум при работе со значительными скоростями, невозможность бесступенчатого изменения передаточного числа.
Классификация зубчатых передач:
- По взаимному расположению осей колес: с параллельными осями (цилиндрическая передача — рис. 1, I—IV); с пересекающимися осями (коническая передача — рис. 1, V, VI); со скрещивающимися осями (винтовая передача — рис. 1, VII; червячная передача — рис. 1, VIII).
- В зависимости от относительного вращения колес и расположения зубьев различают: передачи с внешним и внутренним зацеплением. В первом случае (рис. 1, I—III) вращение колес происходит в противоположных направлениях, во втором (рис. 1, IV) — в одном направлении.
- Реечная передача (рис. 1, IX) служит для преобразования вращательного движения в поступательное.
- По форме профиля различают: зубья эвольвентные (рис. 1, I, II) и неэвольвентные, например цилиндрическая передача Новикова, зубья колес которой очерчены дугами окружности.
- В зависимости от расположения теоретической линии зуба различают: колеса с прямыми зубьями (рис. 2, I), косыми (рис. 2, II), шевронными (рис. 2, III) и винтовыми (рис. 2, IV). В непрямозубых передачах возрастает плавность работы, уменьшается износ и шум. Благодаря этому непрямозубые передачи большей частью применяют в установках, требующих высоких окружных скоростей и передачи больших мощностей.
- По конструктивному оформлению различают: закрытые передачи, размещенные в специальном непроницаемом корпусе и обеспеченные постоянной смазкой из масляной ванны, и открытые, работающие без смазки или периодически смазываемые консистентными смазками (рис. 3).
- По величине окружной скорости различают: тихоходные передачи (v равной до 3 м/с), среднескоростные (v равной от 3 до 15 м/с) и быстроходные (v более 15 м/с).
Рис.1
Рис.2
Рис.3
"Современная Механика" - изготавливает зубчатые передачи всех видов -
прямозубые, косозубые, цилиндрические, конические, червячные, реечные и другие.