Шлицевое соединение - подвижное или неподвижное соединение двух соосных деталей, имеющих равномерно расположенные пазы и выступы (выступы одной детали входят в пазы другой).
Шлицевое (зубчатое, пазовое) соединение включает две детали: вал, несущий на своей цилиндрической поверхности продольные выступы определённой формы - шлицы, и ступицу, в отверстии которой выполнены продольные пазы, соответствующие по конфигурации шлицам вала.
В шлицевых соединениях используются шлицы трёх разновидностей: прямобочные, эвольвентные и треугольные.
Прямобочные шлицы в поперечном сечении имеют боковые стенки в виде прямой линии, боковая поверхность эвольвентных шлицов в поперечном сечении образует эвольвенту, а треугольные шлицы в поперечном сечении имеют форму треугольника со срезанной вершиной.
По направлению продольной оси шлицы бывают: прямолинейные, продольная ось которых направлена вдоль образующей несущего цилиндра, ивинтовые, имеющие продольную ось, направленную по винтовой линии под некоторым углом к образующей несущего цилиндра.
Шлицевые соединения находят самое широкое применение, как в общемашиностроительных конструкциях (станки, транспортные и транспортирующие машины, грузоподъёмные устройства и т.п.), так и в машинах армейского применения (военные автомобили, гусеничные и колёсные многоцелевые и специальные машины, летательные машины и т.п.). Широкое применение шлицевых соединений обусловлено их преимуществами перед шпоночным.
Преимущества шлицевого соединения:
- высокая нагрузочная способность;
- меньшая концентрация напряжений в материале вала и ступицы;
- лучшее центрирование соединяемых деталей и более точное направление при осевых перемещениях;
- высокая надёжность при динамических и реверсивных нагрузках;
- минимальное число деталей, участвующих в соединении.
Недостатком шлицевого соединения является относительно высокая стоимость и трудоёмкость изготовления.
Шлицевые валы изготавливаются аналогично технологии изготовления зубчатых колёс (метод обкатки, способ - нарезание посредством червячных фрез) или методом фрезерования на универсальных фрезерных станках. Также изготовление валов производится на станках с ЧПУ.
"Современная Механика" изготавливает шлицевые валы всех типов длиной до 2500 мм.