Зубчато-реечная передача широко используется в машиностроении, она отличается простотой конструкции и монтажа, надежностью в эксплуатации и высоким КПД.
Зубчатая рейка часть зубчато-реечноой передачи, совместно с шестерней они преобразуют вращательное движение в поступательное или наоборот, возвратно-поступательного движения рейки преобразуют в вращение шестерни. Кроме того используются рейки зубчатые с шевронными и круговыми зубьями. Шевронные рейки используются для передачи больших крутящих моментов, а рейка с круговым расположением зубьев нужна в конической передаче.
Зубчатые рейки изготавливаются с прямым или с косым расположением зубьев и являются распространенным приводным механизмом, имеет возможностью стыковки нескольких реек для создания механических приводов системы с большой длиной хода.
Есть два варианта зубчато-реечной передачи:
- Зубчатое колесо закрепляется на неподвижной оси и вращается на ней, а зубчатая рейка движется поступательно. т.е. происходит преобразование вращательного движения в поступательное.
- Зубчатая рейка закрепляется неподвижно на плоскости, а ось шестерни совершает движения параллельно плоскости рейки.
По сравнению с винтовым механизмом, зубчато-реечный механизм отличается большей жесткостью, хотя используя червячную передачу, можно достичь более плавного хода, но станки с такими механизмами будут сложнее и дороже.
К недостаткам реечной передачи следует отнести то, что ее передаточное число = 1 и поэтому выигрыш в силе отсутствует.
Производство рейки зубчатой и шестерни сложный процесс. Как правило, использу.тся легированные, углеродистые и нержавеющие стали, или пластик. для рейки и шестерня, и дополнительно, стальные детали подвергаются термическим или химико-термическим воздействиям для придания более высоких эксплуатационных характеристик.
"Современная Механика" изготовит рейки зубчатые длиной до 3000 мм и модулем до 20.