Шкив тормозной – деталь, используемая во всех подъемно-транспортных механизмах.
Основная функция тормозного шкива – эффективная остановка и удержание в заторможенном состоянии валовых механизмов, при выключенном электродвигателе.
Тормозной шкив представляет собой колесо с широким ободом. Обычно в крановых механизмах применяются двухколодочные пружинные тормоза c электромагнитом переменного тока. Кроме того, применяются тормозы, которые работают на электрогидравлическом толкателе.
Как правило, шкив тормозной устанавливают между валом электродвигателя и входным валом редуктора, либо на обратной стороне входного вала редуктора. При установке на механизмах, работающих на открытом воздухе, шкив должен быть закрыт защитным кожухом от попадания атмосферных осадков.
Рабочая поверхность шкива должна иметь:
- точность изготовления не ниже класса 4 по ГОСТ 25346, ГОСТ 25347;
- биение, овальность и конусность не более 0,0005D;
- твердость не ниже 35…45 HRC (стальные шкивы) или 250…300 НВ (чугунные шкивы).
Рекомендуемыми материалами для тормозных шкивов является сталь 45, сталь 35СГ, или сталь 65Г.
Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота режимов работы 1М – 5М допускается применять чугун с механическими свойствами не ниже марки СЧ 28 по ГОСТ 1412.
Шкив тормозной следует заменить в следующих случаях:
- если обнаружены трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности
- если износ рабочей поверхности обода более 25% от первоначальной толщины
- если величина отдельных неровностей на поверхности шкива превышает 0,3 мм, и их общая площадь более 10% от площади рабочей поверхности.
Рабочая поверхность трения тормозного шкива, мм | |
Диаметр D | Ширина b |
160 | 80 |
200 | 95 |
300 | 145 |
400 | 185 |
500 | 205 |
600 | 250 |
"Современная Механика" - тормозные шкивы и другие крановые запчасти.